Sweet Smoke - Just A Poke (1970)
Дебютный альбом психоделической джаз-рок группы Sweet Smoke, вышедший в 1970 году на EMI Columbia (1 C 062-28 886) в Германии, на Catfish (5C 054-24311) в Голландии, на VIP Records - Very Important Production (V. 5001) в Италии под другой обложкой и названием Baby Night/Silly Sally; в 1971 году на EMI Columbia (2C 066-28 886) во Франции. Переиздавался на EMI Columbia в разных европейских странах в 1975, 1977, 1978 гг.
"СЛАДКИЙ ДЫМ" НА ОСТРОВАХ
Sweet Smoke обозначена просто как "психоделическая джаз-рок группа", потому что трудно сказать, откуда они. Хотя группа образовалась из американцев в Нью-Йорке, но дальнейшая её деятельность проходила в Европе, и хотя Sweet Smoke пели на английском, их альбомы никогда не издавались ни в США, ни в Англии, но исключительно в неанглоязычных странах Европы. Их можно назвать ещё группой хиппи, и как всяких хиппи считать гражданами мира.
Группу Sweet Smoke организовали в 1968 году в нью-йоркском районе Бруклин несколько юных музыкантов из трёх местных групп. Первоначальное название было длиннее и говорило само за себя: Sweet Smoke of the Happy Plant Pipeful - "Сладкий дым из трубки, набитой растением счастья". Это название - весьма эмблематичное для того времени - придумал барабанщик группы Джей Дорфман, но в повседневной жизни оно быстро сократилось - как это часто случается со слишком длинными названиями - и от него остался только "Сладкий дым".
Судьбоносное значение для ещё непрофессиональной команды имело одно-единственное прослушивание в нью-йоркском клубе Cafe Wha? Менеджеры клуба время от времени давали возможность выступить здесь любым местным группам совершенно бесплатно, ибо для безвестных коллективов было уже за счастье засветиться в модном районе Гринвич-Виллидж. Один из менеджеров Cafe Wha? владел (или просто управлял?) двумя клубами на Карибских островах: один был в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико), а другой - в Сент-Томасе (Вирджинские острова США). Этот менеджер сразу предложил Sweet Smoke, что если они успешно выступят в Cafe Wha?, то он даст им работу на островах.
В тот вечер Sweet Smoke, что называется "поставили зал на уши", это был один из лучших вечеров в том клубе, и менеджер сдержал своё обещание. Тут возникло одно маленькое препятствие. Дело происходило в марте месяце, в разгар учебного года, а трое участников Sweet Smoke - Майк, Марвин и Джей учились в колледже. Чтобы уехать, приходилось забросить учёбу, и парни сделали свой выбор - уехали. На островах они провели три месяца, играли шесть вечеров в неделю по шесть часов за вечер. Эти райские острова для Sweet Smoke оказались тем же, чем для Битлз стал Гамбург - местом становления группы.
"СЛАДКИЙ ДЫМ" В ЕВРОПЕ
Валяясь на лучших пляжах мира, парни задумались над своим будущим и, после столь радужного начала, их не пленила перспектива вернуться в Бруклин и продолжать жить с родителями. Сногсшибательный выход - уехать в Европу - придумал саксофонист Майк Пэрис, сама фамилия которого - Париж - как будто взывала к своим корням. Майк был настойчив, а тёплые бризы и мягкие волны Карибов довершили чарующий эффект - все согласились. Это был 1968-ой, и всё казалось возможным.
В конце года Майк, Энди Дершин (бас-гитара) и их старый приятель Марти купили себе билеты в один конец - до Саутхэмптона (Англия) и улетели. Барабанщик Джей и лидер-гитарист Марвин Каминовиц присоединились к ним немного позже. Согласно первоначальному плану, группа предполагала осесть в Амстердаме, который в конце шестидесятых становился поистине столицей европейских хиппи. Голландскому правительству однако не понравилось обилие на улицах их городов бесцельно шатавшихся безденежных хиппи со всего мира, и в конце 1969 года пограничной полиции было строго предписано не пускать в страну волосатых, бородатых молодых людей.
Sweet Smoke более чем подходили под это описание, и их остановили на границе. Парни ретировались в ближайший немецкий приграничный городок Эммерих-на-Рейне и долго пытались отчаянно дозвониться куда-либо в ближайшем почтовом отделении, пока не появился - как ангел-хранитель - человек с копной таких же длинных, как у них, волос и ярким огоньком в глазах. Так началась дружба с местным художником и скульптором Вальдемаром Куном, продлившаяся на десятилетия. Как признают сами Sweet Smoke, трудно переоценить значение Куна для их группы. Он нашёл им дом для жилья, менеджера для работы, устроил им первые концерты в Германии, не говоря уже о тёплой дружеской поддержке со стороны всей его семьи.
Другим бесценным человеком для американцев, не знакомых ни с местной культурой, ни с языком и понятия не имевших, где найти работу, стал менеджер Нико Шольтенс. Родом из Голландии, Нико прекрасно знал немецкий, сам был неплохим музыкантом (саксофонистом) и, будучи ненамного старше участников Sweet Smoke, мог вполне справиться с этой командой недисциплинированных американских хиппи. Нико не дал им умереть с голода и, подключив свои голландские связи, стал устраивать концерты. На обратной стороне альбома Just a Poke прямо над названием группы написано мелким шрифтом: "Мир и ясный свет семье Кунов и да хранит Господь Нико Шольтенса вовеки."
Sweet Smoke была не просто рок-группа, но образ жизни, и быстро обросла дружной хиппи-коммуной, состоявшей из друзей, подруг, потом - жён и детей. Разъезжая в своём вэне, группа объехала с концертами Голландию, Германию, Францию, где приобрела культовый статус среди таких же хиппи. Играя на разогреве у популярных европейских команд, типа Focus или Golden Earring, Sweet Smoke привлекли к себе внимание фирмы грамзаписи, в результате чего возник этот уникальный альбом.
АЛЬБОМ "ОТ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО"
Название - Just a Poke трудно перевести прямо, получается только вкось. Тут имеется в виду американское разговорное значение слова poke: "бездельничать, лодырничать" либо "покуривать". Судя по обложке, имеется в виду и то, и другое. Возможно имелось в виду "Просто покуриваем" или "Просто слоняемся без дела", в общем тусовались-тусовались да и записали альбом "От делать нечего". И надо сказать, недурной получился альбомчик. Всё начинается вроде с банальной для прогрока вегетарианской флейточки и балладного пения, но чем дальше, тем больше: краски сгущаются, звук становится плотнее, гитарка - драйвовее, ритм - быстрее, и музыка переходит в джазовый джем.
В альбоме всего два номера. Каждый - длиной 16 с лишним минут - занимает целую сторону пластинки. На самом деле, первый номер состоит из трёх разных частей, включая два кавера. В начале и в конце идёт песня "In the World of Glass Teardrops" (В мире стеклянных слёз) группы Jeremy & The Satyrs, которой Sweet Smoke могли вдохновиться в том же нью-йоркском Cafe Wha?, где в 1968-ом нередко выступал джазовый флейтист Джереми Стиг с группой The Satyrs. А в середине первого номера "Baby Night" идёт известная песня The Doors - "The Soft Parade" из одноимённого альбома 1969 года.
Вторая сторона отличается бодрыми саксофонами и ещё более бодрой перкуссией с экспериментами в области звуковых эффектов. В записи альбома Just a Poke, кстати, принимал участие известный немецкий звукорежиссёр Конрад Планк, который начинал свою карьеру, записывая ещё Марлен Дитрих, а в 1970-х он работал над лучшими альбомами немецкого краутрока, включая альбомы Kraftwerk, Kraftwerk 2, Ralf und Florian, Autobahn, культовый альбом Tone Float группы Organisation, все альбомы Neu! и т.д. и т.п.
Стиль альбома Just a Poke определяют как прогрессивный джаз-фьюжн, хотя среди влияний ощущается не только Колтрейн, но и Джим Моррисон. Здесь много работы Майкла Пэриса как саксофониста (тенор) и флейтиста (блокфлейта), а также Джея Дорфмана как ударника и перкуссиониста. Барабанное, а точнее перкуссионное соло в середине "Silly Sally" звучит куда более убедительно и осмысленно, чем многие соло на барабанах, записанные в семидесятых известными группами (не будем называть имён, хотя все знают, о ком речь). Но, как в любом хорошем джеме, нашлось место поимпровизировать каждому инструменту: бас-гитаре (в руках Энди Дершина) и классической для рок-музыки лидер-гитаре (в руках Марвина Каминовица). Даже ритм-гитаре продюсеры отвели здесь очень много места, и она порой играет роль дополнительной перкуссии.
Обложка Just a Poke с иллюстрацией голландского художника Яна Фийнхеера стала одной из иконических обложек шестидесятых. Хотя альбом вышел в 1970-ом, но знаменитый Сторм Торгенсен (автор обложек альбомов Pink Floyd и многих других) поместил её в свою книгу "Альбомные обложки 1960-х".
Sweet Smoke выпустили после того ещё два альбома - студийный From Darkness To Light (1973) и концертный Sweet Smoke Live (1974). Студийный записывался фактически всей коммуной Sweet Smoke, включая друзей и родню, и сильно отличается от первого альбома, отдавая индийскими влияниями, которыми Sweet Smoke заразились в 1972-ом, так же как Битлы, уехав к гуру в Индию. Концертник Sweet Smoke Live по духу импровизации можно сравнить с дебютным альбомом.
В общем, Sweet Smoke - Just a Poke - хороший подарок для любителей настоящей музыки, лишённой малейших признаков коммерции, сделанной от души и для души. Оригинальные издания Sweet Smoke - Just a Poke 1970 и 1971 гг. отличаются тем, что порядок песен на диске перепутан.
igor igorev
#sweet_underground #sweet_psychedelic